Статьи педагогов ДОУ № 457

Ершова Т.В.

Воспитатель

МБДОУ ЦРР ДС № 457


«Юный метеоролог»

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Периодичность, регулярная повторяемость ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

МБДОУ ЦРР детский сад № 457 ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МДОУ стремятся найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы расширить знания детей в области познания, экологии и природопользования. Для этого нами была создана метеостанция «Юный метеоролог», которая стала привлекательной и интересной для детей в изучении возможностей наблюдений за погодой.

Цель:

Расширение знания детей об элементарных представлениях погоды, ее определения и значении в жизни человека

Задачи:

- Организовать работу на метеоплащадке для систематических наблюдений за погодой;

- Расширить представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- Формировать представления о четырех частях света;

- Познакомить детей с приборами-помощниками: компасом, термометром, барометром, осадкомером;

- Познакомить с профессией гидрометеоролога.

Основные требования к организации метеоплощадки:

Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию.

Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида  окружающих площадку экологических объектов, в зависимости от времени года.

Метеостанция, находящаяся на территории нашего детского сада расположилась на специально оборудованном помосте, на котором метеорологическое оборудование:

- метеорологическая будка, внутри которой находится термометр, который позволяет при помощи воспитателя  определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко»;

- детский барометр, выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде;

- флюгер, расположенный на шесте в форме вращающегося на опорной оси «ласточки», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света;

- ветряной рукав, также расположенный на шесте указывает на наличие ветра или его отсутствие;

- детский дождемер и осадкомер закреплены у основания помоста, для определения количество осадков. Дождемер выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и нанесенном на нем шкалы. В ведерке находится воронка, по которой дождь попадает в ведерко. Осадкомер это метровая линейка, закрепленная к основанию помоста.

Для эффективности работы воспитателем – экологом разработан и внедрен перспективный план работы с детьми, а также инструментарий для диагностики , результаты которой помогают в построении и коррекции дальнейшей педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников.

В результате деятельности цель достигнута, и:

- традиционные наблюдения за погодой стали более интересными;

- значительно повысился уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности;

- появился исследовательский интерес, а также умение детей анализировать и обобщать увиденной.

В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобрели ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует, на наш взгляд, воспитанию и гражданской позиции детей.

Создания метеостанции «Юный метеоролог» стала интересной и полезной для развития у детей их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы, что способствовала расширению знаний детей об элементарных представлениях погоды, ее определения и значении в жизни человека.


Леонович Н.Н., зам.зав по УВР МБДОУ ЦРР ДС №457;
Мацкив Е.В., МБДОУ ЦРР ДС № 457, старший воспитатель.

Экологическое воспитание дошкольников

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает
многие знания и впечатления

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Ни для кого не секрет, что будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участие в их решении.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает  вопрос. — Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду?
  Педагоги нашего детского сада считают, необходимым условием экологического образования  интеграцию со всеми разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания: по развитию речи, ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности. Необходимо сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка.
В нашем детском саду экологическое образование и воспитание является  одним из приоритетных направлений. Реализуя программу «Радуга» Дороновой Т.Н., дополнительно с детьми ведется работа по парциональной программе «Юный эколог» Николаевой С.Н. Обе программы решают задачи по экологическому воспитанию дополняя друг друга, но для систематизации этой работы в дошкольном учреждении разработаны перспективные планы непосредственно образовательной деятельности, а так же самостоятельной и совместной деятельностей.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».
Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривается в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле.
Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
В работе с детьми педагоги используют разнообразные формы и методы: экологические экскурсии, экологические кружки, экологические выставки и экспозиции.
Полноценное и качественное работа над этим сложным и нужным вопросом возможна только при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса.
В детском саду организована богатая экологическая развивающая среда, как в помещениях ДОУ, так и на территории.
 С 1997 года в ДОУ функционирует экологическая комната, где воспитатель - эколог  помогает раскрыть детям многообразие растительного и животного мира и среду их обитания. Кабинет несет многофункциональную нагрузку – это зимний сад с набором различных растений; мини-зоопарк, в котором живут хомяки, морские свинки, кролик, морские и сухопутные черепахи, лягушки, тритоны, волнистые попугаи, разнообразные аквариумные рыбки, улитки; мини-лаборатории, оснащенная всем необходимым для проведения опытов и наблюдений; гербарии, карты, диорамы по всем направлениям, картины и т.д.
  На протяжении 10 лет функционирует кружок «Родничок». Дети работают с природным и бросовым материалом, создавая прекрасные композиции из веток, листьев и цветов. Важно научить детей сохранить и приумножить эту красоту во всех ее проявлениях. Собрано большое количество разнообразного природного материала с помощью воспитателей, детей и родителей.
В группах оформлены содержательные природные уголки (в соответствии с САНПиН) для детей созданы условия для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, а также условия для самостоятельных игр с природным материалом.
Так же в групповых помещениях со II младшей группы педагоги совместно с детьми создают  «Огород на окне», выращивают «дидактические» луковицы в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельно наблюдают за ними и зарисовывают  в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
Особое внимание мы уделяем развитию поисково-познавательной деятельности детей. Для этого была оборудована в каждой группе зона для экспериментальных действий, где дети проводят опыты с водой, с песком, почвой, с воздухом и т.д. Необходимо предоставить возможность  для экспериментирования с природным материалом. Усилить интерес к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов.
На участках каждой группы (с учетом возрастных особенностей подбирается растения и рассада) созданы мини – огороды, что позволяет воспитателям формировать и закреплять у детей навыки и умения ухода за растениями, знакомить с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Осенью мы проводим традиционные ежегодные выставки поделок из овощей и фруктов «Дары осени», которые активизируют взаимодействие педагогов, родителей и детей. Большое воспитательное значение имеют природоохранительные акции: «Посади дерево» - посадка молодых саженцев деревьев родителями и выпускниками ДОУ, «Вырасти цветок» - черенкование комнатных цветов, выращивание рассады и посадка цветов в клумбах, «Собери семена» - сбор семян цветочных растений, «Накорми птиц» - изготовление кормушек для птиц, «Заготовь корм для животных» - подготовка кормов для питомцев эко-кабинета.
С целью более глубокого ознакомления с природой на территории ДОУ существует экологическая тропа. Она начинается от главного входа ДОУ.
Остановка «Зеленая аптека». На этом участке представлены виды лекарственных растений: подорожник, календула, ромашка аптечная, горец птичий, мать-и-мачеха, одуванчик, тысячелистник, клевер и т.д.
На следующей остановке «Муравейник».  Дети узнают о пользе рыжих лесных муравьев, о способах охраны полезных насекомых.
По пути следования обращаем внимание на разные породы деревьев, уточняем цвет стволов, форму кроны, разнообразие форм листьев.
На остановке «Питомник» с детьми проводим наблюдения за высаженными деревьями, такими как: липа, береза, дуб, лиственница.
Остановка «Цветочные часы». Это небольшая клумба, где в определенном порядке высажены: бархатцы, ноготки, анютины глазки. Здесь дети с интересом наблюдают за цветами, за их реакцией на погоду, за насекомыми, прилетающими к цветам.
Далее в низине в сыром месте установлен щит «Черви». На этой остановке рассказывается о назначении дождевых червей и почвенных насекомых.
Назначение экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных детей, для формирования экологической культуры поведения ребенка в окружающей среде
На прогулке педагоги привлекают внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдение за солнцем, небом, ветром и т.д. Важно привлечь внимание ребенка к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами.
Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на тропинке, подвижного жука на зеркальной глади воды, маленького паука в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
 В разное время года мы проводим с детьми эколого-оздоровительные походы, экологические музыкальные праздники и досуги, спектакли, тематические прогулки -  это помогает не только расширять познание детей об окружающем мире, но и активизирует родителей на взаимодействие с ДОУ и помогает им понять своего ребенка, осознать то, что окружает нас необходимо защищать и оберегать.
Воспитатели вводят игру как метод экологического воспитания. Дети «отдаются» игре, она захватывает, поэтому воспитатели, особенно тщательно готовятся к мероприятиям, в которые включают игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагоги заранее продумывают все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации. Такая тщательная подготовка оборачивается хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Большое внимание педагоги уделяют чтению познавательных сказок детям, которые отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения их детьми. Рассказы и рисунки писателей побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей. Параллельно воспитатели на протяжении всего учебного года создают вместе с детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказывают фрагменты сказок, ставят театрализованные сценки, воспитатели собирают рисунки, оформляют высказывание ребят и вместе с ними по всем правилам брошюруют книги, которая является общей гордостью – её показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования.
Поддерживая интерес ребенка к  окружающему миру, следует четко помнить о воспитании бережного отношения к природе. Именно, адекватное, бережное отношение к окружающему миру закладывается на ранних этапах развития ребенка.




Леонович Н.Н.

заместитель заведующего по УВР МДОУ ЦРР ДС № 45 7
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
Высказывание «правила для того, чтобы их нарушать» категорично не соответствует тому, что определяет безопасность. Безопасность детей тревожит каждого педагога нашего ДОУ, учитывая актуальность данной проблемы, наши педагоги систематически и планомерно проводят мероприятия по ПДД, такие как занятия, развлечения, праздники, беседы, чтение литературы, просмотры видео, фото и иллюстраций,, коллективные и индивидуальные выставки, встречи с инспектором ГИБДД, экскурсии и наблюдения.
Педагоги в своей работе опираются на планы, разработанные на весь учебный год, который включает в себя совместную и самостоятельную деятельности, а так же работу с родителями.
Наши воспитанники знают виды транспорта и их назначения, правила поведения на дорогах и в общественном транспорте, на игровых площадках, знают места для игр, езды на велосипеде, катания коньках и санках, узнают и называют знаки дорожного движения, а так же знают свой адрес, имена и фамилии родителей.
Эффективно влияет на детей положительный пример взрослого, так как на этом примере ребенок учится соблюдать правила дорожного движения, а так же формируются привычки безопасного поведения; следовательно, необходимо систематически проводить работу с родителями, используя разнообразные формы, такие как анкетирование, консультации, палки-передвижки, родительские собрания, встречи, беседы с инспектором ГИБДД, конкурсы, викторины, развлечения по ПДД совместно с участием детей и родителей, а так создание блога и систематическое его пополнение.
Для реализации задач по обучению детей правил дорожного движения совместными усилиями педагогов и узких специалистов, для успешного усвоения детьми запланированных задач созданы развивающая среда и условия. В групповых помещениях организованы уголки по ПДД, на территории ДОУ имеется площадка «Перекресток» и разнообразные атрибуты для деятельности, направленной на ознакомление и закрепление материалов по ПДД (дорожные знаки, светофор, транспорт различной классификации, книги, плакаты, иллюстрации, картинки — ситуации и т.д.).
По данной теме имеется обобщенный материал: опыт работы, конспекты, картины, иллюстрации, литература для педагогов и детей.


Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице и дома.


Вторая младшая группа (с 3 до 4 лет)


Месяц
Занятия
Деятел ьность           вне занятий
Работа с родителями
сентябрь
Повторить с детьми понятия:    машины; закрепить        части машин.
Игры со строителем и двигателями:     строим улицу, гараж, машину.
Игры со строителем и двигателями:     строим улицу, гараж, машину
октябрь
закрепить с детьми знания   зеленого  и красного    сигналов
светофора.
Игры   на  закрепление основных цветов.
Соблюдение      правил перехода      улиц       в соответствии                с сигналом светофора.
ноябрь
Дать детям понятие, что   для   людей   и машин существуют разные дороги.
строим       и       рисуем разные    дороги     для людей и машин.
Закреплять     у  детей навыки
организованного поведения     на улице: вести себя спокойно, не кричать,    не    мешать окружающим, останавливаться        на краю      тротуара      и самому  ни  при  каких обстоятельствах        не выходить на дорогу
декабрь
Познакомить   детей с        пассажирским транспортом: автобус,     трамвай, троллейбус.
Дидактические игры по различению машин.
январь
Формировать        у
детей                навык ориентировки          в пространстве.
Дидактические игры по формированию понятий:    верх,    и из, назад,    вперед,    лево,
право.
февраль
Чтение                  и
заучивание стихов и загадок                  о транспорте.
Развивать      у      детей желание        сооружать постройку                 по собственному замыслу.
Рекомендации          для родителей:   как   вести себя     на     улице     с ребенком.
март
Закреплять у детей знание      основных
сигналов светофора.
Дидактические игры со светофором: красный свет - стоять; зеленый — двигаться.
апрель
Экскурсия к дороге. Наблюдение         за
движением транспорта.
Нарисуй        любимую машину.
Нарисуй        любимую
машину.
май
Экскурсия    в город
безопасности
МДОУ.
Чтение    рассказов    и стихов,    связанных   с
улицей,           дорогой, транспортом.
Предложить родителям заучить с детьми стихи о дороге,  транспорте,
улице.
июнь июль август
На прогулках, в группе, дома закреплять знания детей по соблюдению
пдд.

Средняя группа (4-5 лет) 



Месяц
Занятия
Деятель ность           вне
занятий
Работа с родителями
сентябрь
Наша              улица (экскурсия)
Игры с двигателями в городке безопасности.
Закрепление у детей знаний: тротуар для пешеходов, проезжая часть — машинам.
октябрь
Городские     улицы (беседа по картине)
Игры со строительным материалом:       строим
город.
ноябрь
Перекресток
(практическое
занятие)
Создание и решение проблемных ситуаций с Буратино и Малышом.
Рекомендации родителям:        переход дороги с ребенком  на перекрестке.
декабрь
Пешеходный переход   (беседа   с использованием иллюстраций)
Чтение стихов по теме: светофор, пешеходный переход, улицы города и машины.
Закрепить    с    детьми
знание стихов.
Рекомендации по выполнению правил дорожного движения.
январь
Пешеходный переход      (игровое занятие)
февраль
Расширять    знания детей о транспорте: поезд,         самолет, пароход.
Дидактические игры в группе и городке безопасности по формированию знаний о транспорте.
Поведение взрослого и ребенка на улице.
март
Знакомство             с трудом шофера.
Сюжетно-ролевые игры          по         теме «Транспорт».
апрель
Ориентировка        в пространстве      (на макете).
Игры с Буратино и Малышом по теме: далеко — близко.
Отрабатывать      навык определения расстояния:   далеко   -близко.
май
Загадки по ПДД.
Рисование отгадок.
Закреплять у детей понятия: лево, право, сзади, спереди, вверху,
внизу.
июнь июль
август
Создание игровых ситуаций по ПДД в группе, на участке детского сада,
дома.

Старшая группа



.Малыш.
транспортом.
октябрь
Знакомство            с
дорожными знаками.
Игры   с   макетами   в
группах и в городке безопасности
Рекомендовать
родителям при прогулке с детьми рассматривать знаки и объяснять их назначение.
ноябрь
Знай   и   выполняй
правила  дорожного
движения.
В   игровых  ситуациях закреплять         знание дорожных          знаков: пешеходный    переход, движение    пешеходов запрещено, подземный переход.
декабрь
Игровое занятие на
тренажерном перекрестке «Знаешь     ли     ты знаки?»
Закреплять         знания сигналов светофора.
Рекомендовать родителям         обучать детей  ориентироваться в микрорайоне.
январь
Мы   знакомимся   с улицей.           Улица города.
Экскурсии                по
микрорайону.
Иры со строительным
материалом.
Рекомендации для родителей о поведении на улицах города в присутствии ребенка.
февраль
Закрепление знаний детей о транспорте. Повторить   правила поведения.
Дидактические игры по закреплению      знаний детей о транспорте.
Рекомендации родителей по работе с
детьми.
март
Транспорт             г. Челябинска.
Закреплять  в  игровых ситуациях       действия детей      по      сигналу
светофора.
Рекомендации родителям по работе с детьми                        по формированию навыка перехода дороги.
апрель
Целевые пешеходные прогулки. Пешеход. Перекресток.
Закрепление в игровых
ситуациях         переход
нерегулируемой
дороги.
май
Целевые пешеходные прогулки. Сотрудники,
инспектор дорожного движения.
Упражнять    детей     в соблюдении          ПДД: учить ориентироваться в                        заданном направлении             по отношению                 к светофору, машине.
Учить детей называть свой адрес и уметь рассказать, как дойти и доехать до дома.
июнь июль август
Закрепление знан
<й детей по безопасному города.
юведению на улицах


Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)


Месяц
Занятия
Деятельность           вне занятий
Работа с родителями
сентябрь
Игры во дворе дома.
Игра-тренинг.
Предложить родителям



составить  с  ребенком план-схему          своего двора,          определить особо опасные места.
октябрь
Катание              на
велосипеде (самокате, роликах).
В игровых ситуациях формировать у детей самостоятельность и ответствен н о сть.
Рекомендация         для родителей по обучению детей езде
на               велосипеде (самокате, роликах),
ноябрь
Безопасное поведение на улице (беседа).
Используя игрушки Буратино,       Малыша,
отрабатывать игровые ситуации.
Рекомендации родителям                по формированию           у ребенка             навыка безопасного поведения на улице:
Объяснить, почему      в     данном случае опасно...?
Учить         детей ходить самостоятельно. Анализировать ситуацию.
декабрь
Опасные участки на пешеходной    части улицы.
Дидактические игры: «А,   что   ты   будешь
делать,если ...»
январь
Знаешь ли ты свой адрес,   телефон    и можешь              ли объяснить,           где живешь?
Индивидуальная работа   с   детьми   по пособию:        «Основы безопасности жизнедеятельности», стр.18
февраль
Игры                    на
тренажерном
перекрестке.
Учить детей определять опасность на улице. Использовать героев-кукол.
Предложить родителям
познакомить ребенка с будущей     школой     и определить безопасные подходы к ней. Формировать               в результате тренировок навык         безопасного поведения
март
Игровое      занятие: «Наши          верные друзья на улицах и дорогах»
Дидактические игры по закреплению знаков дорожного движения.
апрель
Итоговое    занятие: «Это должны знать
все»
Дидактические игры и ситуации по выполнению правил безопасной игры на улице
Закрепление     знаний, умений     и     навыков безопасного поведения на улице.
май
Игровое занятие: «Мы -пассажиры»
Дидактические игры и решение        ситуаций, связанных с понятиями «транспорт», «пассажир»
июнь июль август
Закрепление знаний, умений и навыков безе пасного поведения на
улине.

Воинкова Е.Е.,
воспитатель 1 категории
МДОУ ЦРР ДС № 457
Труд детей в природе: его значимость и экологический подход.
В современном обществе актуальным является вопрос, как воспитать в ребёнке интерес к трудовой деятельности. Задача педагогов и родителей не пропустить момент, когда ребёнок испытывает интерес к труду, так как дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, открывающая для ребенка удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Природа - огромная мастерская для творчества, а труд в природе имеет большое воспитательное значение, так как у детей воспитывается требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу.
Труд детей в природе в нашем дошкольном учреждении организуется на участке детского сада, в уголке природы в группе, в экологическом кабинете. Более подробно остановимся на организации работы с детьми на участке дошкольного учреждения.
Труд детей на участке детского сада подчинён определённой цикличности, и виды работ соответствуют сезонным изменениям в природе. Сезонная жизнь растений предоставляет большие возможности для наблюдений и для труда. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчётливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий, от трудовых усилий человека. Для того, что бы данный вид деятельности принёс положительный эффект, важно создать условия и отработать систему работы с детьми.
Для создания условий определили места для цветников и огородов, закупили огородный инвентарь, семена цветочных и огородных культур. Огороды разбили прямо на газонах прогулочных площадок, что даёт возможность воспитателю организовать работу и наблюдения с подгруппой детей в течение всего дня, не покидая территорию площадки. Для ознакомления детей с огородами и цветниками на других площадках организуются экскурсии, где экскурсоводами являются сами дети. Они с удовольствием рассказывают о том, что у них посажено, как они ухаживают за растениями, выделяя особенности агротехники. Параллельно дети знакомятся с огородным инвентарём, который используется в работе детьми данной возрастной группы. При организации труда детей в природе важно дать детям полную трудовую нагрузку, а не ограничиваться только поручениями. Если дети постоянно недополучают нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. Когда ребёнок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца.
Для систематизации работы с детьми старшего возраста по трудовому воспитанию на участке детского сада была составлена план-программа, отражающая задачи, виды работ и их экологическую направленность. Так как группа работает по комплексной программе «Радуга» Дороновой Т.Н., а дошкольное учреждение реализует экологическое воспитание, используя парциальную программу «Юный эколог» Николаевой С.Н., то план-программа составлена с учётом рекомендаций авторов этих программ и методических рекомендаций Куцаковой Л.В.

План-программа организации работы с детьми старшего возраста.

Сезон
Содержание деятельности
Задачи
Экологическая напра&пенность
Осень
1.Сбор                  семян цветущих растений.
2. С бор     урожая     на огороде.
3.У бирать    огород   и цветники (очищать от стеблей, перекапывать грядки),           сгребать опавшие     листья     и укрывать ими кусты и зимующие растения. 4. Пересаживать цветочные растения из грунта в горшки. 5.Организация           и проведение    выставок «Огородное        чудо», букетов,       гербариев, поделок из природного и                  бросового материалов.
-Бережно           срывать. вырывать      из      земли, аккуратно складывать в подготовленную     тару,
пакеты.
-Учить               работать
коллективно.
•Формировать     навыки работы,                умение пользоваться инвентарём. -Продолжать упорядочивать накопленную                  и получаемую информацию о мире.
Проявлять     заботу     о сохранении природы.
Формировать      чувство удовлетворения            от чистоты и порядка.
Развивать эстетическую отзывчивость.
Зима
1.Подкормка птиц в холодный период года.
2.Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники. 3.Проведение акции «Сохраним ёлочку -зелёную иголочку»
-Знать зимующих птиц своего региона и корм, которым они питаются. -Знать, для чего необходимо укрывать кусты, уметь работать в коллективе.
-Подвести детей к осознанному отношению к окружающей природе.
Учить детей заботиться о птицах и растениях в суровый период жизни, сохраняя им жизнь.
Весна
1 .Перекапывать землю на огороде и цветнике.
2.Участвовать в санитарной обрезке кустарников и деревьев.
3.Посадка цветов в цветниках, овощей в
-Учить детей работать садовыми инструментами. Дать детям возможность ощутить «мышечную радость», получить чувство удовлетворения от физического труда. -Воспитывать желание трудиться на общую пользу, стремление оправдать доверие взрослого.
-Формировать культуру труда: умение
Осознавать значимость и необходимость выполняемой работы.
Анализировать необходимость выполняемой работы, выявлять причины.



огороде.
4.Проведение акции
«Посади цветок»
5.Проведение акции
«Посади дерево»
сотрудничать, не
отвлекаться от работы.
-Знать способы посадки и размножения растений.
Воспитывать интерес к растениям, стремление проявлять о них заботу,
желание украсить окружающий мир.
Лето
1 .Рыхление полив и прополка цветников и огорода.
2.Заготавливать корм для животных экологического кабинета.
3.Ведение календарей наблюдений за ростом и развитием растений.
4.Сбор и засушивание растений для гербария, оформление зарисовок в альбоме.
-Закрепить навык работы
с садово-огородными инструментами.
-Формировать трудовые навыки.
-Формировать умение
старательно выполнять полученное дело.
-Уточнять представления
детей о растениях Уральского региона.
Знать                               ' последовательность роста и развития растений, условия необходимые для роста. Знать и понимать условия жизни животных, стремиться создать эти условия. Учить анализировать состояние растений, выявлять причины неблагополуч ия. Развивать
наблюдательность и эстетическую отзывчивость.
В результате системной работы по организации труда в природе дети намного бережнее стали относиться к окружающему их миру. Если в начале работы дети выступали наблюдателями, то теперь они активные участники преобразований, происходящих в дошкольном учреждении. Так шаг за шагом мы прививаем детям бережное, любовное отношение к окружающему миру, воспитываем чувство заботливого хозяина своей земли.
Сафронова B.C.,
                                                                                                                     воспитатель 1 категории
                                                                                                                            МДОУЦРРДСМ457                      
Организация 


труда детей в экологическом кабинете по уходу за  животными и растениями.
Стержнем экологического воспитания детей дошкольного возраста является процесс формирования отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий людей.
В МДОУ ЦРР ДС № 457 экологический кабинет функционирует 12 лет. На протяжении
этого времени в дошкольном учреждении реализуется парциальная программа «Юный
эколог» Николаевой С.Н., которая ориентирует воспитателя на развитие в детях
положительного отношения к живым существам, формирование навыков ухода заобитателями кабинета, формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Труд в экологическом кабинете - это, в первую очередь.


гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей экологического кабинета или уголка природы, это - сочувствие и жалость, это - желание, чтобы им было хорошо. Во вторую очередь труд в уголке природы - это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.
Экологический подход к организации детского труда по уходу за живыми объектами - это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать. Данный экологический взгляд на трудовую деятельность выдвигает новые требования к её организации и методике проведения.
В организации любого труда в природе - совместного ли воспитателя и ребёнка, плановых ли дежурств  в уголке природы,  коллективного ли на участке,  на огороде или  в экологическом кабинете - необходимо четкое выполнение основных этапов: -первым этапом такого труда является осмотр-наблюдение.
Необходимо научить детей определять состояние и самочувствие любых живых объектов, выявлять недостающие условия для полноценной жизни и определять необходимость трудовых операций. Первоначальный осмотр растения или животного позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению труд становится осмысленным, осознанным, экологически целесообразным.
-Вторым этапом является сама трудовая деятельность.
Дети определяют последовательность трудовых операций, подбирают необходимый инвентарь в соответствии с определённым объёмом работы. В нашем дошкольном учреждении практикуется труд детей в парах и тройках, когда дети должны распределить обязанности и при окончании работы получить общий положительный результат.
-Третий этап - завершение работы - проводится заключительное наблюдение. Дети учатся оценивать не только правильность выполнения трудовых операций, но, самое главное, оценивают полноценность среды обитания для живых объектов. Смысл завершающего наблюдения - дать ребёнку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы. Ребёнок должен увидеть, что не зря трудился: обитатели экологической комнаты веселы и довольны, в клетках чисто и красиво, в кормушках корм, который с удовольствием поедается животными, у растений чистые листья и влажная земля. Подведение итога проделанной работы важный момент, так как дети соотносят поставленные цели с полученным результатом и делают необходим ые вы воды.
Работа в экологическом кабинете дошкольного учреждения организуется в утренний отрезок времени с детьми старших и подготовительных групп: дети приходят в кабинет по графику дежурств. Если в начале года для мотивации трудовой деятельности детей используются загадки-подсказки, вопросы, картинки с изображением проблемных ситуаций, магнитофонная запись «жалоб» растений и животных, логические задачи, то в конце года дети усваивают определённый алгоритм деятельности и работают по плану, предложенному воспитателем или составленным самостоятельно. В результате у детей формируется понимание того, что обитатели экологического кабинета - живые существа со своими потребностями, что о них нужно заботиться постоянно.
Уровень сформированности трудовых навыков детей 5-7 лет при работе в экологическом кабинете выявляется при помощи наблюдений за детской деятельностью. К семи годам дети умеют определять проблему, хорошо усваивают навыки ухода за растениями и животными в соответствии с необходимыми условиями жизни, у них развивается познавательный интерес к обитателям экологического кабинета.



Муз. руководитель МДОУДС№457
Сырова Е. А.

Мы хотим услышать музыку
«Дело искусства - сохранять душу» (В.Распутин). Большое внимание на музыкальных занятиях при реализации программы «Радуга» Т.Н. Дороновой я уделяю слушанию музыки. В минуты слушания хорошо видно, как ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения, либо наоборот, изумление, тревога, грусть. Ребенок позволяет музыке управлять своим настроением. С младшего возраста мы слушаем с детьми разнохарактерную музыку: веселую и озорную, грустную и печальную. Услышав такие произведения, как "Кролик", "Мой щенок", дети вспоминают своих четвероногих друзей. На их лицах написана жалость и сострадание к брошенному зайке, больному кролику. А как горят, светятся глаза детей, когда они слушают такие пьесы, как "Лошадка" Арсеева, "Водичка, водичка" Витлина.
Я стараюсь достигнуть того, чтобы дети через музыку почувствовали палитру человеческих переживаний: от контрастных состояний радости и печали, до более сложных душевных проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения. Именно поэтому "Детский альбом" П. И. Чайковского оказался вполне доступным для детей младшего и среднего возраста. Затаив дыхание, дети слушают "Болезнь куклы", "Марш деревянных солдатиков", "Бабу Ягу". Малыши охотно высказываются о прослушанной музыке, мечтают, фантазируют. Уникально то, что каждый ребенок по-своему представляет себе музыкальный образ - целостный и неповторимый. В музыке дети слышат пение птиц, плеск волн, дуновение ветерка, могут мысленно увидеть лес, речку, цветы.
В процессе своей работы я учу детей овладевать языком музыки, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем нас мире природы и культуры.
Поэтому я определила основные перспективные задачи, которые помогают систематизировать работу с детьми по этой проблеме:
1.    развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и
творческой деятельности;
2.              расширение эмоционального опыта;
3. формирование представлений о звуке, мелодии на основе природных и неприродных материалов;
Приступая к прослушиванию, например, "Болезни куклы" или "Марша деревянных солдатиков" П. И. Чайковского, я беседую с детьми о том, что происходит у них в детской комнате: у каких игрушек день рождения, а какие грустят и нуждаются в помощи. Можно на время превратить зал в маленький мир, наполнить его игрушками и немного проиграть. И тогда у ребенка появится предощущение тех интонаций, которые поведут его в большую музыку.
Ребенок постигает окружающий мир через действия. Музыка - это движение, происходящее сегодня и сейчас. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Музыка захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.
Дети любопытны, они познают мир, играя и экспериментируя, поэтому, чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, интереснее ассоциации, тем вероятнее, что интуитивная тяга к музыке композиторов-классиков станет впоследствии осмысленной. Так постепенно, шаг за шагом, дети учатся различать не только эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, акценты, характер мелодии. Поэтому важно развивать умение слушать и понимать, гораздо важнее пробудить у детей интерес к познанию музыки.
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия.
А. С. Пушкин
Основная цель моей работы с детьми - вызвать у них радость от встречи с музыкой, от прикосновения к этому волшебному миру звуков. Поэтому я руководствуюсь следующими принципами: слушая музыку, дети должны услышать ее, услышав - почувствовать и понять, что они почувствовали, что рассказала им музыка. Из опыта своей работы я знаю, что музыкальные занятия в детском саду для многих детей - это единственный чистый источник живой музыки из великого множества тех звуков и мелодий, которые окружают детей дома, на улице и которые не всегда действуют на слух и сознание ребенка благотворно, а в большинстве случаев способны лишь испортить, погубить ранимую детскую душу, которая впитывает в себя, как губка, все, что ей преподносят, поэтому может быстро "зачерстветь" от безвкусицы и монотонности, от однообразия и лжи, и даже вульгарности. Поэтому я считаю, что на музыкальных занятиях дети должны слушать музыку, прошедшую испытание временем, т. е. высоко профессиональную, доступную детскому сознанию, уникальную по своей художественной ценности. К такой музыке относятся произведения композиторов-классиков: Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Вивальди, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, произведения советских композиторов: Прокофьева, Кабалевского, Хачатуряна, Скрябина, Леденева, песни детских композиторов: Филиппенко, Шаинского, Крылатова, Струве. Используя эти произведения и песни на занятиях, я сделала вывод, что они интересны детям и доступны. Учитывая, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и восприятие, я предлагаю детям музыкальные произведения, которые позволяют наиболее ярко услышать образное отражение музыкой какого-либо явления или действия. Кроме того, яркая образная музыка дает возможность к выражению ее содержания в пластике, пении, игре, рисунках. На занятиях мы играем с детьми в игру "Услышь - изобрази". Цель этой игры - пробудить у ребенка чувства и развивать творчество.
Великая танцовщица Айсидора Дункан говорила: "При восприятии музыки в неподвижности человек в лучшем случае сочувствует чему-то на несколько отстраненной позиции. При восприятии музыки в движении содержание произведений раскрывается человеку как душевное движение, с которым он активно содействует".

Поэтому на занятиях я предлагаю детям  полную свободу творчества, где они
придумывают движения сами, сами действуют, сами творят.
В своей работе, как дополнение к программе «Радуга» я использую игры по программе «Орфей» Т. Галянт, которая живет и работает в детском саду г. Челябинска. Педагогический принцип этой программы - создание гармонии между индивидуальным и общим, между "я" и всеми. Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка.
Провожу игры по Зиминой - они интересны, доступны детям и развивают музыкально-сенсорные способности детей.
Большое внимание на занятиях я уделяю пению, поэтому в работе с голосом ребенка мне помогают упражнения по методу Емельянова (распевки, массаж лица, варьирование голоса), которые согревают голос перед пением, готовят артикуляционный аппарат к максимальному использованию голосовых возможностей во время пения.
Использую этюды на выразительность жестов, мимики из программы Сорокиной «Театр - творчество - дети», эти этюды помогают детям творчески войти в образ, проявить драматические качества, выступить в роли актера.
Почти на каждом занятии играю с детьми в пальчиковые игры Сафаровой - они способствуют активизации речи детей и развитию тонких тактильных ощущений, развивают координацию движений.
Принцип моей работы: больше творчества, свободы.
Целью своей работы я считаю: всестороннее эстетическое воспитание и развитие детей на основе высоко художественных образцов культуры. Именно программа «Радуга » позволяет наполнить жизнь ребенка великолепным содержанием.