Ершова Т.В.
Воспитатель
МБДОУ ЦРР ДС № 457
«Юный метеоролог»
В дошкольном воспитании в процесс
освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения
к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная
напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам
экологического воспитания.
Ребенок старшего дошкольного возраста
знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.
Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность
роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от
сезонно меняющихся факторов внешней среды.
Наблюдая за погодой, дети учатся
выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики.
Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие
предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия
или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода
определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим
прибором.
Периодичность, регулярная повторяемость
ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает
интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных
изменений в природе.
Ежедневные
наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность
детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
МБДОУ ЦРР детский сад № 457
ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и
повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного
пространства. Педагоги нашего МДОУ стремятся найти новые средства
экологического воспитания, которые помогли бы расширить знания детей в области
познания, экологии и природопользования. Для этого нами была создана
метеостанция «Юный метеоролог», которая стала привлекательной и интересной для
детей в изучении возможностей наблюдений за погодой.
Цель:
Расширение знания
детей об элементарных представлениях погоды, ее определения и значении в жизни
человека
Задачи:
- Организовать работу на метеоплащадке для
систематических наблюдений за погодой;
- Расширить
представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного
мира;
- Формировать
представления о четырех частях света;
- Познакомить
детей с приборами-помощниками: компасом, термометром, барометром, осадкомером;
- Познакомить
с профессией гидрометеоролога.
Основные требования
к организации метеоплощадки:
Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом
участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать
свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию.
Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и
позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя
вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена
таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения
внешнего вида окружающих площадку экологических
объектов, в зависимости от времени года.
Метеостанция, находящаяся на территории нашего детского сада
расположилась на специально оборудованном помосте, на котором метеорологическое
оборудование:
- метеорологическая будка,
внутри которой находится термометр,
который позволяет при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и
изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко»;
- детский барометр, выполнен
на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см. Параллельно (не касаясь) доске
закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки. Свойство ветки
отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе»,
при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.
Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора
шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает
три вида погодных условий:
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной
облачности;
«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде;
- флюгер, расположенный на
шесте в форме вращающегося на
опорной оси «ласточки», который позволяет наглядно показывать направление ветра
по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света;
- ветряной рукав, также
расположенный на шесте указывает на наличие ветра или его отсутствие;
- детский дождемер и осадкомер закреплены
у основания помоста, для определения количество осадков. Дождемер выполнен из
прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и нанесенном на нем
шкалы. В ведерке находится воронка, по которой дождь попадает в ведерко.
Осадкомер это метровая линейка, закрепленная к основанию помоста.
Для эффективности работы воспитателем – экологом разработан и внедрен
перспективный план работы с детьми, а также инструментарий для диагностики ,
результаты которой помогают в построении и коррекции дальнейшей педагогической
работы по экологическому воспитанию дошкольников.
В результате
деятельности цель достигнута, и:
-
традиционные наблюдения за погодой стали более интересными;
- значительно
повысился уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования
для характеристики погоды нашей местности;
- появился исследовательский
интерес, а также умение детей анализировать и обобщать увиденной.
В ходе
игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобрели ценный коммуникативный
опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других
людей. Это способствует, на наш взгляд, воспитанию и гражданской позиции детей.
Создания
метеостанции «Юный метеоролог» стала интересной и полезной для развития у детей
их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы, что способствовала
расширению знаний детей об элементарных представлениях погоды, ее определения и
значении в жизни человека.
Леонович Н.Н., зам.зав по УВР МБДОУ ЦРР ДС №457;
Мацкив Е.В., МБДОУ ЦРР ДС № 457, старший воспитатель.
Экологическое
воспитание дошкольников
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает
многие знания и впечатления
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Ни для
кого не секрет, что будущее человечества зависит от уровня экологической
культуры каждого человека, его компетентного участие в их решении.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной
педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает вопрос. — Как создать эффективную систему
экологического образования в детском саду?
Педагоги нашего детского сада считают, необходимым условием
экологического образования интеграцию со
всеми разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного
воспитания: по развитию речи, ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию,
театрализованной и музыкальной деятельности. Необходимо сделать так, чтобы идеи
экологического образования реализовывались через разные виды деятельности
ребенка.
В нашем детском саду экологическое образование
и воспитание является одним из
приоритетных направлений. Реализуя программу «Радуга» Дороновой Т.Н.,
дополнительно с детьми ведется работа по парциональной программе «Юный эколог»
Николаевой С.Н. Обе программы решают задачи по экологическому воспитанию
дополняя друг друга, но для систематизации этой работы в дошкольном учреждении
разработаны перспективные планы непосредственно образовательной деятельности, а
так же самостоятельной и совместной деятельностей.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог»
выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу
экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что
экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее
ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие
идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и
среда».
Программа экологического воспитания детей
содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые
рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ.
Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и
человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы,
имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний
раздел посвящен человеку - он рассматривается в трех аспектах как живое
существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как
ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно
экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в
сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте,
чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле.
Экологические знания – это не самоцель, это
лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на
эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах
деятельности.
В работе с детьми педагоги используют
разнообразные формы и методы: экологические экскурсии, экологические кружки,
экологические выставки и экспозиции.
Полноценное и
качественное работа над этим сложным и нужным вопросом возможна только при
тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса.
В детском саду
организована богатая экологическая развивающая среда, как в помещениях ДОУ, так
и на территории.
С 1997 года в ДОУ функционирует экологическая
комната, где воспитатель - эколог
помогает раскрыть детям многообразие растительного и животного мира и
среду их обитания. Кабинет несет многофункциональную нагрузку – это зимний сад
с набором различных растений; мини-зоопарк, в котором живут хомяки, морские
свинки, кролик, морские и сухопутные черепахи, лягушки, тритоны, волнистые
попугаи, разнообразные аквариумные рыбки, улитки; мини-лаборатории, оснащенная
всем необходимым для проведения опытов и наблюдений; гербарии, карты, диорамы
по всем направлениям, картины и т.д.
На протяжении 10 лет функционирует кружок
«Родничок». Дети работают с природным и бросовым материалом, создавая
прекрасные композиции из веток, листьев и цветов. Важно научить детей сохранить
и приумножить эту красоту во всех ее проявлениях. Собрано большое количество
разнообразного природного материала с помощью воспитателей, детей и родителей.
В группах
оформлены содержательные природные уголки (в соответствии с САНПиН) для детей
созданы условия для систематических наблюдений за объектами живой и неживой
природы, а также условия для самостоятельных игр с природным материалом.
Так же в
групповых помещениях со II младшей группы
педагоги совместно с детьми создают «Огород
на окне», выращивают «дидактические» луковицы в стеклянных сосудах (в разных
условиях), еженедельно наблюдают за ними и зарисовывают в календаре. Это развивает наблюдательность
детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение
неодинаковых условий для их роста.
Особое внимание
мы уделяем развитию поисково-познавательной деятельности детей. Для этого была
оборудована в каждой группе зона для экспериментальных действий, где дети
проводят опыты с водой, с песком, почвой, с воздухом и т.д. Необходимо
предоставить возможность для
экспериментирования с природным материалом. Усилить интерес к явлениям природы,
к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов.
Осенью мы
проводим традиционные ежегодные выставки поделок из овощей и фруктов «Дары
осени», которые активизируют взаимодействие педагогов, родителей и детей. Большое
воспитательное значение имеют природоохранительные акции: «Посади дерево» -
посадка молодых саженцев деревьев родителями и выпускниками ДОУ, «Вырасти
цветок» - черенкование комнатных цветов, выращивание рассады и посадка цветов в
клумбах, «Собери семена» - сбор семян цветочных растений, «Накорми птиц» - изготовление
кормушек для птиц, «Заготовь корм для животных» - подготовка кормов для
питомцев эко-кабинета.
С целью более
глубокого ознакомления с природой на территории ДОУ существует экологическая
тропа. Она начинается от главного входа ДОУ.
Остановка
«Зеленая аптека». На этом участке представлены виды лекарственных растений:
подорожник, календула, ромашка аптечная, горец птичий, мать-и-мачеха, одуванчик,
тысячелистник, клевер и т.д.
На следующей
остановке «Муравейник». Дети узнают о
пользе рыжих лесных муравьев, о способах охраны полезных насекомых.
По пути
следования обращаем внимание на разные породы деревьев, уточняем цвет стволов,
форму кроны, разнообразие форм листьев.
На остановке
«Питомник» с детьми проводим наблюдения за высаженными деревьями, такими как:
липа, береза, дуб, лиственница.
Остановка
«Цветочные часы». Это небольшая клумба, где в определенном порядке высажены:
бархатцы, ноготки, анютины глазки. Здесь дети с интересом наблюдают за цветами,
за их реакцией на погоду, за насекомыми, прилетающими к цветам.
Далее в низине в
сыром месте установлен щит «Черви». На этой остановке рассказывается о
назначении дождевых червей и почвенных насекомых.
Назначение
экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания
экологически грамотных детей, для формирования экологической культуры поведения
ребенка в окружающей среде
На прогулке педагоги
привлекают внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым.
Наблюдение за солнцем, небом, ветром и т.д. Важно привлечь внимание ребенка к
окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего
природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам
природы перед искусственными объектами.
Интерес к
окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети
замечают все: трудолюбивого муравья на тропинке, подвижного жука на зеркальной
глади воды, маленького паука в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные
изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они
открывают для себя новый мир: стараются все потрогать, рассмотреть, понюхать,
если возможно, попробовать на вкус.
Воспитатели
вводят игру как метод экологического воспитания. Дети «отдаются» игре, она
захватывает, поэтому воспитатели, особенно тщательно готовятся к мероприятиям,
в которые включают игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами,
обыгрывание игрушек-аналогов. Педагоги заранее продумывают все игровые приемы,
способы поддержания воображаемой ситуации. Такая тщательная подготовка
оборачивается хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным
усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Большое внимание
педагоги уделяют чтению познавательных сказок детям, которые отвечают
экологическому содержанию и возможностям усвоения их детьми. Рассказы и рисунки
писателей побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о
природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Параллельно воспитатели на протяжении всего учебного года создают вместе с
детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления,
рассказывают фрагменты сказок, ставят театрализованные сценки, воспитатели
собирают рисунки, оформляют высказывание ребят и вместе с ними по всем правилам
брошюруют книги, которая является общей гордостью – её показывают родителям,
ставят в книжный уголок для общего пользования.
Поддерживая
интерес ребенка к окружающему миру,
следует четко помнить о воспитании бережного отношения к природе. Именно,
адекватное, бережное отношение к окружающему миру закладывается на ранних
этапах развития ребенка.
Леонович Н.Н.
заместитель заведующего по УВР МДОУ ЦРР ДС № 45 7
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
Высказывание «правила для того, чтобы их нарушать» категорично не соответствует тому, что определяет безопасность. Безопасность детей тревожит каждого педагога нашего ДОУ, учитывая актуальность данной проблемы, наши педагоги систематически и планомерно проводят мероприятия по ПДД, такие как занятия, развлечения, праздники, беседы, чтение литературы, просмотры видео, фото и иллюстраций,, коллективные и индивидуальные выставки, встречи с инспектором ГИБДД, экскурсии и наблюдения.
Педагоги в своей работе опираются на планы, разработанные на весь учебный год, который включает в себя совместную и самостоятельную деятельности, а так же работу с родителями.
Наши воспитанники знают виды транспорта и их назначения, правила поведения на дорогах и в общественном транспорте, на игровых площадках, знают места для игр, езды на велосипеде, катания коньках и санках, узнают и называют знаки дорожного движения, а так же знают свой адрес, имена и фамилии родителей.
Эффективно влияет на детей положительный пример взрослого, так как на этом примере ребенок учится соблюдать правила дорожного движения, а так же формируются привычки безопасного поведения; следовательно, необходимо систематически проводить работу с родителями, используя разнообразные формы, такие как анкетирование, консультации, палки-передвижки, родительские собрания, встречи, беседы с инспектором ГИБДД, конкурсы, викторины, развлечения по ПДД совместно с участием детей и родителей, а так создание блога и систематическое его пополнение.
Для реализации задач по обучению детей правил дорожного движения совместными усилиями педагогов и узких специалистов, для успешного усвоения детьми запланированных задач созданы развивающая среда и условия. В групповых помещениях организованы уголки по ПДД, на территории ДОУ имеется площадка «Перекресток» и разнообразные атрибуты для деятельности, направленной на ознакомление и закрепление материалов по ПДД (дорожные знаки, светофор, транспорт различной классификации, книги, плакаты, иллюстрации, картинки — ситуации и т.д.).
По данной теме имеется обобщенный материал: опыт работы, конспекты, картины, иллюстрации, литература для педагогов и детей.
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице и дома.
Вторая младшая группа (с 3 до 4 лет)
Месяц
|
Занятия
|
Деятел ьность вне занятий
|
Работа с родителями
|
сентябрь
|
Повторить с детьми понятия: машины; закрепить части машин.
|
Игры со строителем и двигателями: строим улицу, гараж, машину.
|
Игры со строителем и двигателями: строим улицу, гараж, машину
|
октябрь
|
закрепить с детьми знания зеленого и красного сигналов
светофора.
|
Игры на закрепление основных цветов.
|
Соблюдение правил перехода улиц в соответствии с сигналом светофора.
|
ноябрь
|
Дать детям понятие, что для людей и машин существуют разные дороги.
|
строим и рисуем разные дороги для людей и машин.
|
Закреплять у детей навыки
организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, останавливаться на краю тротуара и самому ни при каких обстоятельствах не выходить на дорогу
|
декабрь
|
Познакомить детей с пассажирским транспортом: автобус, трамвай, троллейбус.
|
Дидактические игры по различению машин.
| |
январь
|
Формировать у
детей навык ориентировки в пространстве.
|
Дидактические игры по формированию понятий: верх, и из, назад, вперед, лево,
право.
| |
февраль
|
Чтение и
заучивание стихов и загадок о транспорте.
|
Развивать у детей желание сооружать постройку по собственному замыслу.
|
Рекомендации для родителей: как вести себя на улице с ребенком.
|
март
|
Закреплять у детей знание основных
сигналов светофора.
|
Дидактические игры со светофором: красный свет - стоять; зеленый — двигаться.
| |
апрель
|
Экскурсия к дороге. Наблюдение за
движением транспорта.
|
Нарисуй любимую машину.
|
Нарисуй любимую
машину.
|
май
|
Экскурсия в город
безопасности
МДОУ.
|
Чтение рассказов и стихов, связанных с
улицей, дорогой, транспортом.
|
Предложить родителям заучить с детьми стихи о дороге, транспорте,
улице.
|
июнь июль август
|
На прогулках, в группе, дома закреплять знания детей по соблюдению
пдд.
|
Месяц
|
Занятия
|
Деятель ность вне
занятий
|
Работа с родителями
| |
сентябрь
|
Наша улица (экскурсия)
|
Игры с двигателями в городке безопасности.
|
Закрепление у детей знаний: тротуар для пешеходов, проезжая часть — машинам.
| |
октябрь
|
Городские улицы (беседа по картине)
|
Игры со строительным материалом: строим
город.
| ||
ноябрь
|
Перекресток
(практическое
занятие)
|
Создание и решение проблемных ситуаций с Буратино и Малышом.
|
Рекомендации родителям: переход дороги с ребенком на перекрестке.
| |
декабрь
|
Пешеходный переход (беседа с использованием иллюстраций)
|
Чтение стихов по теме: светофор, пешеходный переход, улицы города и машины.
|
Закрепить с детьми
знание стихов.
| |
Рекомендации по выполнению правил дорожного движения.
| ||||
январь
|
Пешеходный переход (игровое занятие)
| |||
февраль
|
Расширять знания детей о транспорте: поезд, самолет, пароход.
|
Дидактические игры в группе и городке безопасности по формированию знаний о транспорте.
|
Поведение взрослого и ребенка на улице.
| |
март
|
Знакомство с трудом шофера.
|
Сюжетно-ролевые игры по теме «Транспорт».
| ||
апрель
|
Ориентировка в пространстве (на макете).
|
Игры с Буратино и Малышом по теме: далеко — близко.
|
Отрабатывать навык определения расстояния: далеко -близко.
| |
май
|
Загадки по ПДД.
|
Рисование отгадок.
|
Закреплять у детей понятия: лево, право, сзади, спереди, вверху,
внизу.
| |
июнь июль
август
|
Создание игровых ситуаций по ПДД в группе, на участке детского сада,
дома.
|
.Малыш.
|
транспортом.
| ||
октябрь
|
Знакомство с
дорожными знаками.
|
Игры с макетами в
группах и в городке безопасности
|
Рекомендовать
родителям при прогулке с детьми рассматривать знаки и объяснять их назначение.
|
ноябрь
|
Знай и выполняй
правила дорожного
движения.
|
В игровых ситуациях закреплять знание дорожных знаков: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, подземный переход.
| |
декабрь
|
Игровое занятие на
тренажерном перекрестке «Знаешь ли ты знаки?»
|
Закреплять знания сигналов светофора.
|
Рекомендовать родителям обучать детей ориентироваться в микрорайоне.
|
январь
|
Мы знакомимся с улицей. Улица города.
|
Экскурсии по
микрорайону.
Иры со строительным
материалом.
|
Рекомендации для родителей о поведении на улицах города в присутствии ребенка.
|
февраль
|
Закрепление знаний детей о транспорте. Повторить правила поведения.
|
Дидактические игры по закреплению знаний детей о транспорте.
|
Рекомендации родителей по работе с
детьми.
|
март
|
Транспорт г. Челябинска.
|
Закреплять в игровых ситуациях действия детей по сигналу
светофора.
|
Рекомендации родителям по работе с детьми по формированию навыка перехода дороги.
|
апрель
|
Целевые пешеходные прогулки. Пешеход. Перекресток.
|
Закрепление в игровых
ситуациях переход
нерегулируемой
дороги.
| |
май
|
Целевые пешеходные прогулки. Сотрудники,
инспектор дорожного движения.
|
Упражнять детей в соблюдении ПДД: учить ориентироваться в заданном направлении по отношению к светофору, машине.
|
Учить детей называть свой адрес и уметь рассказать, как дойти и доехать до дома.
|
июнь июль август
|
Закрепление знан
|
<й детей по безопасному города.
|
юведению на улицах
|
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)
Месяц
|
Занятия
|
Деятельность вне занятий
|
Работа с родителями
|
сентябрь
|
Игры во дворе дома.
|
Игра-тренинг.
|
Предложить родителям
|
составить с ребенком план-схему своего двора, определить особо опасные места.
| |||
октябрь
|
Катание на
велосипеде (самокате, роликах).
|
В игровых ситуациях формировать у детей самостоятельность и ответствен н о сть.
|
Рекомендация для родителей по обучению детей езде
на велосипеде (самокате, роликах),
|
ноябрь
|
Безопасное поведение на улице (беседа).
|
Используя игрушки Буратино, Малыша,
отрабатывать игровые ситуации.
|
Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыка безопасного поведения на улице:
Объяснить, почему в данном случае опасно...?
Учить детей ходить самостоятельно. Анализировать ситуацию.
|
декабрь
|
Опасные участки на пешеходной части улицы.
|
Дидактические игры: «А, что ты будешь
делать,если ...»
| |
январь
|
Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?
|
Индивидуальная работа с детьми по пособию: «Основы безопасности жизнедеятельности», стр.18
| |
февраль
|
Игры на
тренажерном
перекрестке.
|
Учить детей определять опасность на улице. Использовать героев-кукол.
|
Предложить родителям
познакомить ребенка с будущей школой и определить безопасные подходы к ней. Формировать в результате тренировок навык безопасного поведения
|
март
|
Игровое занятие: «Наши верные друзья на улицах и дорогах»
|
Дидактические игры по закреплению знаков дорожного движения.
| |
апрель
|
Итоговое занятие: «Это должны знать
все»
|
Дидактические игры и ситуации по выполнению правил безопасной игры на улице
|
Закрепление знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.
|
май
|
Игровое занятие: «Мы -пассажиры»
|
Дидактические игры и решение ситуаций, связанных с понятиями «транспорт», «пассажир»
| |
июнь июль август
|
Закрепление знаний, умений и навыков безе пасного поведения на
улине.
|
Воинкова Е.Е.,
воспитатель 1 категории
МДОУ ЦРР ДС № 457
Труд детей в природе: его значимость и экологический подход.
В современном обществе актуальным является вопрос, как воспитать в ребёнке интерес к трудовой деятельности. Задача педагогов и родителей не пропустить момент, когда ребёнок испытывает интерес к труду, так как дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, открывающая для ребенка удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Природа - огромная мастерская для творчества, а труд в природе имеет большое воспитательное значение, так как у детей воспитывается требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу.
Труд детей в природе в нашем дошкольном учреждении организуется на участке детского сада, в уголке природы в группе, в экологическом кабинете. Более подробно остановимся на организации работы с детьми на участке дошкольного учреждения.
Труд детей на участке детского сада подчинён определённой цикличности, и виды работ соответствуют сезонным изменениям в природе. Сезонная жизнь растений предоставляет большие возможности для наблюдений и для труда. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчётливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий, от трудовых усилий человека. Для того, что бы данный вид деятельности принёс положительный эффект, важно создать условия и отработать систему работы с детьми.
Для создания условий определили места для цветников и огородов, закупили огородный инвентарь, семена цветочных и огородных культур. Огороды разбили прямо на газонах прогулочных площадок, что даёт возможность воспитателю организовать работу и наблюдения с подгруппой детей в течение всего дня, не покидая территорию площадки. Для ознакомления детей с огородами и цветниками на других площадках организуются экскурсии, где экскурсоводами являются сами дети. Они с удовольствием рассказывают о том, что у них посажено, как они ухаживают за растениями, выделяя особенности агротехники. Параллельно дети знакомятся с огородным инвентарём, который используется в работе детьми данной возрастной группы. При организации труда детей в природе важно дать детям полную трудовую нагрузку, а не ограничиваться только поручениями. Если дети постоянно недополучают нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. Когда ребёнок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца.
Для систематизации работы с детьми старшего возраста по трудовому воспитанию на участке детского сада была составлена план-программа, отражающая задачи, виды работ и их экологическую направленность. Так как группа работает по комплексной программе «Радуга» Дороновой Т.Н., а дошкольное учреждение реализует экологическое воспитание, используя парциальную программу «Юный эколог» Николаевой С.Н., то план-программа составлена с учётом рекомендаций авторов этих программ и методических рекомендаций Куцаковой Л.В.
План-программа организации работы с детьми старшего возраста.
Сезон
|
Содержание деятельности
|
Задачи
|
Экологическая напра&пенность
|
Осень
|
1.Сбор семян цветущих растений.
2. С бор урожая на огороде.
3.У бирать огород и цветники (очищать от стеблей, перекапывать грядки), сгребать опавшие листья и укрывать ими кусты и зимующие растения. 4. Пересаживать цветочные растения из грунта в горшки. 5.Организация и проведение выставок «Огородное чудо», букетов, гербариев, поделок из природного и бросового материалов.
|
-Бережно срывать. вырывать из земли, аккуратно складывать в подготовленную тару,
пакеты.
-Учить работать
коллективно.
•Формировать навыки работы, умение пользоваться инвентарём. -Продолжать упорядочивать накопленную и получаемую информацию о мире.
|
Проявлять заботу о сохранении природы.
Формировать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
Развивать эстетическую отзывчивость.
|
Зима
|
1.Подкормка птиц в холодный период года.
2.Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники. 3.Проведение акции «Сохраним ёлочку -зелёную иголочку»
|
-Знать зимующих птиц своего региона и корм, которым они питаются. -Знать, для чего необходимо укрывать кусты, уметь работать в коллективе.
-Подвести детей к осознанному отношению к окружающей природе.
|
Учить детей заботиться о птицах и растениях в суровый период жизни, сохраняя им жизнь.
|
Весна
|
1 .Перекапывать землю на огороде и цветнике.
2.Участвовать в санитарной обрезке кустарников и деревьев.
3.Посадка цветов в цветниках, овощей в
|
-Учить детей работать садовыми инструментами. Дать детям возможность ощутить «мышечную радость», получить чувство удовлетворения от физического труда. -Воспитывать желание трудиться на общую пользу, стремление оправдать доверие взрослого.
-Формировать культуру труда: умение
|
Осознавать значимость и необходимость выполняемой работы.
Анализировать необходимость выполняемой работы, выявлять причины.
|
огороде.
4.Проведение акции
«Посади цветок»
5.Проведение акции
«Посади дерево»
|
сотрудничать, не
отвлекаться от работы.
-Знать способы посадки и размножения растений.
|
Воспитывать интерес к растениям, стремление проявлять о них заботу,
желание украсить окружающий мир.
| |
Лето
|
1 .Рыхление полив и прополка цветников и огорода.
2.Заготавливать корм для животных экологического кабинета.
3.Ведение календарей наблюдений за ростом и развитием растений.
4.Сбор и засушивание растений для гербария, оформление зарисовок в альбоме.
|
-Закрепить навык работы
с садово-огородными инструментами.
-Формировать трудовые навыки.
-Формировать умение
старательно выполнять полученное дело.
-Уточнять представления
детей о растениях Уральского региона.
|
Знать ' последовательность роста и развития растений, условия необходимые для роста. Знать и понимать условия жизни животных, стремиться создать эти условия. Учить анализировать состояние растений, выявлять причины неблагополуч ия. Развивать
наблюдательность и эстетическую отзывчивость.
|
В результате системной работы по организации труда в природе дети намного бережнее стали относиться к окружающему их миру. Если в начале работы дети выступали наблюдателями, то теперь они активные участники преобразований, происходящих в дошкольном учреждении. Так шаг за шагом мы прививаем детям бережное, любовное отношение к окружающему миру, воспитываем чувство заботливого хозяина своей земли.
Сафронова B.C.,
воспитатель 1 категории
МДОУЦРРДСМ457
Организация
труда детей в экологическом кабинете по уходу за животными и растениями.
Стержнем экологического воспитания детей дошкольного возраста является процесс формирования отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий людей.
В МДОУ ЦРР ДС № 457 экологический кабинет функционирует 12 лет. На протяжении
этого времени в дошкольном учреждении реализуется парциальная программа «Юный
эколог» Николаевой С.Н., которая ориентирует воспитателя на развитие в детях
положительного отношения к живым существам, формирование навыков ухода заобитателями кабинета, формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Труд в экологическом кабинете - это, в первую очередь.
этого времени в дошкольном учреждении реализуется парциальная программа «Юный
эколог» Николаевой С.Н., которая ориентирует воспитателя на развитие в детях
положительного отношения к живым существам, формирование навыков ухода заобитателями кабинета, формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Труд в экологическом кабинете - это, в первую очередь.
гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей экологического кабинета или уголка природы, это - сочувствие и жалость, это - желание, чтобы им было хорошо. Во вторую очередь труд в уголке природы - это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.
Экологический подход к организации детского труда по уходу за живыми объектами - это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать. Данный экологический взгляд на трудовую деятельность выдвигает новые требования к её организации и методике проведения.
В организации любого труда в природе - совместного ли воспитателя и ребёнка, плановых ли дежурств в уголке природы, коллективного ли на участке, на огороде или в экологическом кабинете - необходимо четкое выполнение основных этапов: -первым этапом такого труда является осмотр-наблюдение.
Необходимо научить детей определять состояние и самочувствие любых живых объектов, выявлять недостающие условия для полноценной жизни и определять необходимость трудовых операций. Первоначальный осмотр растения или животного позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению труд становится осмысленным, осознанным, экологически целесообразным.
-Вторым этапом является сама трудовая деятельность.
Дети определяют последовательность трудовых операций, подбирают необходимый инвентарь в соответствии с определённым объёмом работы. В нашем дошкольном учреждении практикуется труд детей в парах и тройках, когда дети должны распределить обязанности и при окончании работы получить общий положительный результат.
-Третий этап - завершение работы - проводится заключительное наблюдение. Дети учатся оценивать не только правильность выполнения трудовых операций, но, самое главное, оценивают полноценность среды обитания для живых объектов. Смысл завершающего наблюдения - дать ребёнку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы. Ребёнок должен увидеть, что не зря трудился: обитатели экологической комнаты веселы и довольны, в клетках чисто и красиво, в кормушках корм, который с удовольствием поедается животными, у растений чистые листья и влажная земля. Подведение итога проделанной работы важный момент, так как дети соотносят поставленные цели с полученным результатом и делают необходим ые вы воды.
Работа в экологическом кабинете дошкольного учреждения организуется в утренний отрезок времени с детьми старших и подготовительных групп: дети приходят в кабинет по графику дежурств. Если в начале года для мотивации трудовой деятельности детей используются загадки-подсказки, вопросы, картинки с изображением проблемных ситуаций, магнитофонная запись «жалоб» растений и животных, логические задачи, то в конце года дети усваивают определённый алгоритм деятельности и работают по плану, предложенному воспитателем или составленным самостоятельно. В результате у детей формируется понимание того, что обитатели экологического кабинета - живые существа со своими потребностями, что о них нужно заботиться постоянно.
Уровень сформированности трудовых навыков детей 5-7 лет при работе в экологическом кабинете выявляется при помощи наблюдений за детской деятельностью. К семи годам дети умеют определять проблему, хорошо усваивают навыки ухода за растениями и животными в соответствии с необходимыми условиями жизни, у них развивается познавательный интерес к обитателям экологического кабинета.
Муз. руководитель МДОУДС№457
Сырова Е. А.
Мы хотим услышать музыку
«Дело искусства - сохранять душу» (В.Распутин). Большое внимание на музыкальных занятиях при реализации программы «Радуга» Т.Н. Дороновой я уделяю слушанию музыки. В минуты слушания хорошо видно, как ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения, либо наоборот, изумление, тревога, грусть. Ребенок позволяет музыке управлять своим настроением. С младшего возраста мы слушаем с детьми разнохарактерную музыку: веселую и озорную, грустную и печальную. Услышав такие произведения, как "Кролик", "Мой щенок", дети вспоминают своих четвероногих друзей. На их лицах написана жалость и сострадание к брошенному зайке, больному кролику. А как горят, светятся глаза детей, когда они слушают такие пьесы, как "Лошадка" Арсеева, "Водичка, водичка" Витлина.
Я стараюсь достигнуть того, чтобы дети через музыку почувствовали палитру человеческих переживаний: от контрастных состояний радости и печали, до более сложных душевных проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения. Именно поэтому "Детский альбом" П. И. Чайковского оказался вполне доступным для детей младшего и среднего возраста. Затаив дыхание, дети слушают "Болезнь куклы", "Марш деревянных солдатиков", "Бабу Ягу". Малыши охотно высказываются о прослушанной музыке, мечтают, фантазируют. Уникально то, что каждый ребенок по-своему представляет себе музыкальный образ - целостный и неповторимый. В музыке дети слышат пение птиц, плеск волн, дуновение ветерка, могут мысленно увидеть лес, речку, цветы.
В процессе своей работы я учу детей овладевать языком музыки, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем нас мире природы и культуры.
Поэтому я определила основные перспективные задачи, которые помогают систематизировать работу с детьми по этой проблеме:
1. развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и
творческой деятельности;
творческой деятельности;
2. расширение эмоционального опыта;
3. формирование представлений о звуке, мелодии на основе природных и неприродных материалов;
Приступая к прослушиванию, например, "Болезни куклы" или "Марша деревянных солдатиков" П. И. Чайковского, я беседую с детьми о том, что происходит у них в детской комнате: у каких игрушек день рождения, а какие грустят и нуждаются в помощи. Можно на время превратить зал в маленький мир, наполнить его игрушками и немного проиграть. И тогда у ребенка появится предощущение тех интонаций, которые поведут его в большую музыку.
Ребенок постигает окружающий мир через действия. Музыка - это движение, происходящее сегодня и сейчас. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Музыка захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.
Дети любопытны, они познают мир, играя и экспериментируя, поэтому, чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, интереснее ассоциации, тем вероятнее, что интуитивная тяга к музыке композиторов-классиков станет впоследствии осмысленной. Так постепенно, шаг за шагом, дети учатся различать не только эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, акценты, характер мелодии. Поэтому важно развивать умение слушать и понимать, гораздо важнее пробудить у детей интерес к познанию музыки.
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия.
А. С. Пушкин
Основная цель моей работы с детьми - вызвать у них радость от встречи с музыкой, от прикосновения к этому волшебному миру звуков. Поэтому я руководствуюсь следующими принципами: слушая музыку, дети должны услышать ее, услышав - почувствовать и понять, что они почувствовали, что рассказала им музыка. Из опыта своей работы я знаю, что музыкальные занятия в детском саду для многих детей - это единственный чистый источник живой музыки из великого множества тех звуков и мелодий, которые окружают детей дома, на улице и которые не всегда действуют на слух и сознание ребенка благотворно, а в большинстве случаев способны лишь испортить, погубить ранимую детскую душу, которая впитывает в себя, как губка, все, что ей преподносят, поэтому может быстро "зачерстветь" от безвкусицы и монотонности, от однообразия и лжи, и даже вульгарности. Поэтому я считаю, что на музыкальных занятиях дети должны слушать музыку, прошедшую испытание временем, т. е. высоко профессиональную, доступную детскому сознанию, уникальную по своей художественной ценности. К такой музыке относятся произведения композиторов-классиков: Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Вивальди, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, произведения советских композиторов: Прокофьева, Кабалевского, Хачатуряна, Скрябина, Леденева, песни детских композиторов: Филиппенко, Шаинского, Крылатова, Струве. Используя эти произведения и песни на занятиях, я сделала вывод, что они интересны детям и доступны. Учитывая, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и восприятие, я предлагаю детям музыкальные произведения, которые позволяют наиболее ярко услышать образное отражение музыкой какого-либо явления или действия. Кроме того, яркая образная музыка дает возможность к выражению ее содержания в пластике, пении, игре, рисунках. На занятиях мы играем с детьми в игру "Услышь - изобрази". Цель этой игры - пробудить у ребенка чувства и развивать творчество.
Великая танцовщица Айсидора Дункан говорила: "При восприятии музыки в неподвижности человек в лучшем случае сочувствует чему-то на несколько отстраненной позиции. При восприятии музыки в движении содержание произведений раскрывается человеку как душевное движение, с которым он активно содействует".
Поэтому на занятиях я предлагаю детям полную свободу творчества, где они
придумывают движения сами, сами действуют, сами творят.
В своей работе, как дополнение к программе «Радуга» я использую игры по программе «Орфей» Т. Галянт, которая живет и работает в детском саду г. Челябинска. Педагогический принцип этой программы - создание гармонии между индивидуальным и общим, между "я" и всеми. Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка.
Провожу игры по Зиминой - они интересны, доступны детям и развивают музыкально-сенсорные способности детей.
Большое внимание на занятиях я уделяю пению, поэтому в работе с голосом ребенка мне помогают упражнения по методу Емельянова (распевки, массаж лица, варьирование голоса), которые согревают голос перед пением, готовят артикуляционный аппарат к максимальному использованию голосовых возможностей во время пения.
Использую этюды на выразительность жестов, мимики из программы Сорокиной «Театр - творчество - дети», эти этюды помогают детям творчески войти в образ, проявить драматические качества, выступить в роли актера.
Почти на каждом занятии играю с детьми в пальчиковые игры Сафаровой - они способствуют активизации речи детей и развитию тонких тактильных ощущений, развивают координацию движений.
Принцип моей работы: больше творчества, свободы.
Целью своей работы я считаю: всестороннее эстетическое воспитание и развитие детей на основе высоко художественных образцов культуры. Именно программа «Радуга » позволяет наполнить жизнь ребенка великолепным содержанием.